Проявления художественных и творческих способностей присутствуют во всех видах искусства. И наиболее актуальным является изобразительное искусство для детей .
Одним из важнейших элементов общего развития личности у ребёнка является воображение и фантазия человека. В результате именно эти качества способствуют приобретению опыта построения отношений с окружающими людьми. Также помогают в широком подходе к решению проблем эстетического отношения. И даже к выражению своих индивидуальных черт характера, достижению высот в разных жизненных сферах.

Формы и методы работы с детьми
Развитие художественных творческих способностей зависит от освоения средствами живописности, индивидуальности, разнообразию, собранных образов. Поэтому чтобы достичь реализации поставленных задач используются разнообразные формы работы:
- Индивидуальная. Важно тонко и бережно осуществлять руководство творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей. Научить ребенка самостоятельно находить средства художественной ясности для передачи образа.
- Коллективная форма. Эта модель полезна при тематике занятий по мотивам любимых сказок, времен года и т.д.
- Участие в конкурсах, выставках. Чтобы создать у ребенка желание узнавать и открывать самого себя в творческом художественном процессе. Для этого необходимо использовать организационные формы работы. Это организация выставки рисунков, создание картинной галереи, участие детей в различных конкурсах детского творчества
Методы работы – рисование с детьми
Обучение нетрадиционными художественными техниками способствует повышению ясности художественных образов в рисунках старших дошкольников. Поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности. Также способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.
Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику основывается на том, что изучение каждой предыдущей техникой является и выступает как вводный курс в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.
- Использование различных средств художественной выразительности. Это позволяет детям экспериментировать с разными изобразительными средствами. И способствует развитию художественного творчества.
- Знакомство с разнообразной изобразительной техникой. В процессе творческого развития детей в работе используются различные приемы рисования. В том числе и знакомство с нетрадиционными техниками: пластилиновая живопись, рисунок кляксами и т.д.
- Игры – сказки. Это и игровой метод обучения и форма обучения и средство всестороннего развития личности ребенка.
- Наблюдения. Наблюдая за сезонными изменениями, ребенок передает потом с помощью средств художественной выразительности свое эмоциональное состояние, колорит природы, пытается рисовать пейзаж.
- Знакомство с устным народным творчеством. Знакомство с литературой способствует развитию эмоциональной отзывчивости, потребности выразить свое отношение в рисунке.
Исследования психологов доказывают, что художественное творчество детей формируется только в условиях специально организованного педагогического процесса.
По этому необходима определённая основа для развития художественного творчества детей (обучение является его предпосылкой). Ориентация на взрослого способствует изучения детьми любым содержанием, любой деятельностью (в том числе и деятельностью творческого характера). Ребенок нуждается в опоре и эмоциональной поддержке реально действующих живых конкретных взрослых. Взрослый как ориентир предстает перед ребенком в знаниях об окружающем мире (содержании, оценке знаний), в отношении к нему и деятельности (содержании и способах действий в деятельности творческого характера). При правильном влиянии взрослых ребенок понимает зачем нужно искусство и его суть. А на этой основе он лучше понимает смысл своих действий, развиваются чувства цвета, ритма, симметрии. И на этой основе формируется художественный вкус.
Детское творчество – неповторимо. Оно отличается от творчества взрослого. Хотя и имеет ряд сходных черт.
При проявлениях творчества у детей необходимо развивать его, относиться бережно к результатам творчества, создавать специальные условия для его пробуждения. Необходимо увидеть творческие способности детей. Это нужно для того, чтобы определять линию дальнейшего движения, уровень развития. Но только при соблюдении перечисленных условий мы можем добиться от детей проявления творческой активности, не загубив ее на корню.
